Версия для слабовидящих

В Каргасокской школе №1 прошел урок налоговой грамотности

22 ноября 2013

В Каргасокской школе №1 прошел урок налоговой грамотности

Провела его специалист Межрайонной налоговой инспекции №6 по Томской области Ирина Петруненко. А места за школьными партами заняли пятиклашки, всего около 55 человек.

От простого к сложному

По признанию преподавателя, перед уроком волнение было очень сильным. Почему? Да потому, что тема уплаты налогов не относится к числу детских. Она взрослая. А объяснить ее ребятишкам нужно было так, чтобы им стало все понятно.

В самом начале встречи Ирина Петруненко назвала имя родоначальника налоговой политики на Руси. Им стал князь Владимир. И это имя, в принципе, ребятам уже знакомо. Нужно было только вспомнить школьные уроки истории. А вот что такое налоги?.. Сотрудник налоговой инспекции объяснила ребятне, прочитав сказку. Сюжет у нее такой. В некотором царстве-государстве жили-были люди вместе со своим правительством. Хорошо жили. На налоги мосты возводили, дороги строили, детей в школе учили, учреждения здравоохранения и культуры содержали. Словом, ладно все у них было. Но решили они больше налоги не платить. И сначала обрадовались все, ведь денег у каждого из них стало больше оставаться. А когда через некоторое время хозяйство пришло в упадок, испугались и подумали: что же с нами со всеми дальше будет? Лечить некому, учить некому, защищать государство тоже некому... И решили опять ввести в своем царстве - государстве систему уплаты налогов.

А мораль сей сказки Ирина Петруненко предложила сформулировать самим ребятам. И, по мнению пятиклашек, она такова: если люди не будутплатить налоги, значит, ничего у них не будет: ни больниц, ни школ, ни домов культуры, ни детских площадок...

Сами - законотворцы

Небывалое оживление вызвало приглашение поиграть. Разделились на три группы: депутаты заксобрания, готовые принять законопроект о введении на территории государства налога на содержание собак; владельцы собак и общественность. Каждая группа должна была выработать свое видение ситуации и аргументировать его. "Даже не предполагала, что ребятишки так активно включатся в обсуждение, - призналась уже после урока преподаватель Ирина Петруненко. - Очень удивилась тому, что в столь юном возрасте они способны так мыслить и так четко аргументировать свою позицию". А аргументы на самом деле были железными... Депутаты сказали, что налогу на содержание собак быть. Потому что, во-первых, те люди, которые держат собак, особенно в крупных городах, тратят на их приобретение огромные деньги, значит - они у них есть; во-вторых, потому что такой налог будет дисциплинировать владельцев домашних питомцев, воспитывать в них чувство ответственности. Владельцы собак, и это кажется вполне естественным, если представить себе современное общество, посчитали, что введение данного налога излишне. И это потому что собака - друг человека, а с каких это таких пор за дружбу деньги нужно платить?! И это во-первых. А во-вторых, собаку кормить надо, а это ведь затраты, и налог - тоже затраты. Уж как-то очень много затрат получается. Ну а общественность рассудила так: нужно налог вводить, ведь помимо домашних животных есть еще и бездомные, и их нужно кормить, содержать в специальных питомниках, лечить... Вот такая увлекательная игра получилась.

Почему не любят?

В конце урока закрепили пройденный материал. И сделали это на отлично. Еще раз повторили: что такое налоги и на что их тратят в нашей стране. А потом ответили на дополнительные вопросы. Активнее всего пятиклашки рассуждали на тему: почему некоторые люди не хотят платить нало

ги?.. Лейтмотивом звучала такая мысль: деньги зарабатывать сейчас очень трудно, и жалко их отдавать в виде налогов. А вот на вопрос: "Почему государство не любит должников?" - пятиклашки ответить так и не смогли, но пообещали, что, когда вырастут, платить налоги будут.

Первый, но не последний

По словам Ирины Петруненко, опыт проведения подобных уроков налоговой грамотности в стране уже существует. А вот в Каргасокском районе его апробировали впервые. И "первый блин", вопреки расхожей народной мудрости, не был комом. "Впечатления от урока, лично у меня, остались исключительно положительные, - делится Ирина. - Думаю, что этот урок не станет последним и что теперь инициатива будет исходить не только от сотрудников налоговой службы, но и от самих школ. Если нас пригласят, нам будет очень приятно... Готовилась к уроку я долго, около недели. Изучала в интернете опыт других регионов. Нужно было в доступной форме объяснить детям тему урока. И если вначале они путали между собой такие понятия, как коммунальные платежи и налоговые, то к завершению нашей встречи все встало на свои места. Чему я, безусловно, очень рада".


Просмотров: 276